Verification: d49a2921b3e6f381

ПРИВЕТСТВИЕ


Дорогие читатели моего блога! Я надеюсь, что Вам будет интересно на моих страничках. На них я буду делиться с Вами моим жизненным опытом.

Этот блог освещает тайны сохранения здоровья, молодости, любви и активного, счастливого долголетия.


11 дек. 2013 г.

М.В.Глушкова-Шуклина. Глава 4. Оккупация Фатежа и Курска в 1941 году.




Продолжение публикации книги М.В. Глушковой-Шуклиной "Мой след, оставленный в истории Отечества" о героическом сражении Советского народа против фашистских захватчиков под г.Курском.

 Война еще исчезнуть не готова.
  Те годы - миллионы личных драм.
     А потому, давайте вспомним снова
   Всех тех, кто подарил Победу нам.
(В.А.Кулинич)

Глава 4. Оккупация города Фатежа фашистами.




В ночь с 21 на 22 октября 1941 года начались ожесточённые бои за

 г. Фатеж. Удержать натиск фашистов не удалось.
 22 октября 1941 г. немецкие фашисты оккупировали г. Фатеж.
После боя остался неподалёку наш подбитый танк и убитый танкист. По обе стороны дороги лежали погибшие солдаты, лошади.


Когда утихли бои, не все дома были заняты немцами. Мы собирали раненых советских солдат и определяли их в дом к Зое Ушаковой (1927 -1943). Но долго не пришлось их лечить: немцы стали на квартиру, а раненых пришлось ночью незаметно переселить на квартиры к другим ребятам.
   

Долго не удавалось похоронить погибших. Но в конце концов в одну из ночей похоронили погибших пулемётчиков.
Оружие собирали мои братья Глушковы Николай и Роман, а также  Дмитровы Слава и Миша и укрывали в окопе. Всё готовили для партизан.
Я ушла в деревню Гуровка, где жила моя мама, думала, что там нет немцев. Вдруг вижу -  в деревне Русановка немцы тащат поросят, гусей, начался подворный обход. 


Иду дальше. В деревне Басовка немцы стреляли гусей.
Вскоре по моему прибытию к своим в Гуровку туда со стороны Ждановского шляха прорвались немцы. Пришли в наш дом, начали всё забирать. Один из немцев полез в печь, достал молоко и всё, что там было. Оставил нас голодными. 
В Гуровке разбомбили 5 домов, Суворовой Марии оторвало ногу.


В первые дни немцы расстреливали наших людей, попавшихся им на пути. Так у моста была расстреляна женщина Мария Александровна и Борис, жившие на квартире в нашем   хуторе у Дмитровой Федосии Кузьминичны. Немцы установили свой режим и порядок. На воротах базарной площади, где сейчас расположен парк им. Артёма, повесили пять человек, первыми попавшимися немцам. Вешали  постепенно, по одному.

Советские военно пленные
Однажды по шоссе немцы гнали наших пленных. Я нарезала хлеба, взяла картошку и побежала на шоссе угостить пленных. Увидела парня из нашего педучилища Алексея. Немец прикладом меня чуть не убил и я кубарем свалилась под гору. Мама меня ругала. Я пошла в город узнать, куда разместили пленных. Их поместили в нашу школу. Я с Марусей Гнездиловой носила хлеб, картошку. Они на верёвке спускали шапку со 2-го этажа, и мы клали туда продукты. Потом начали хлопотать, чтобы их освободили.

Война расширялась, немцы оккупировали города и сёла, Красная Армия вынуждена была отступать. Несмотря на мужественное сопротивление Советской Армии, фашистская Германия оккупировала районы и приближалась к Курской области. В начале октября 1941 года враг занял западные районы нашей области.

В Фатеж прибыли войска – танкисты, кавалеристы. В деревне Ржава был создан аэродром.

Командование Брянского фронта выдвинуло к Фатежу
7-ю гвардейскую стрелковую дивизию под командованием полковника А.С. Грязнова и 29-ю кавалерийскую.
Западнее Фатежа занимали оборону части 21-й горно–кавалерийской (командир – полковник Я.К.Кулиев) и 52-й кавалерийской (командир – половник Н.П.Якунин) дивизий, вышедших из окружения. В помощь малочисленным частям под Фатеж были направлены истребительные батальоны Фатежского, Ленинского, Дзержинского районов города Курска.

Отступив из Фатежа в Курск, фатежский истребительный батальон был включён в состав народного ополчения Ленинского района г.Курска, который вместе с 395-м гвардейским полком 2-й гвардейской стрелковой дивизии 1-2 ноября 1941 г. вёл бои с гитлеровцами в районе кирпично-тренельного комбината, Северного трамвайного парка и нынешней площади Перекальского областного центра.

По свидетельству комиссара полка Иванова К.В.  исключительное мужество проявила Варвара Петровна Панова, фатежская учительница, которая не щадя своей жизни под ураганным огнём врага своевременно оказывала первую помощь раненым бойцам и отправляла их в тыл. С русской смекалкой воевал боец Александр Митрофанов. На ограду он клал свою фуражку, по которой палили немцы. Сам же Митрофанов отползал в сторону и расстреливал их. В районе Никитинского кладбища находчивый воин уничтожил 3-х солдат и одного офицера.

 Во время оккупации перед нами стояли задачи: нас заботило, как помочь фронту.
 Немецкий госпиталь из нашего дома эвакуировали. Я вернулась из деревни Гуровка домой. Выбросила из дома сено, в нём было много вшей, я сожгла его. Побелила хату, смазала глиной пол, посыпала песком. Снова в нашем доме стала собираться молодёжь. Мы решили действовать. «Ни сказок про нас не расскажут, ни песен про нас не споют». В огороде сбрасывалось много листовок, мы их собирали. Кое-где валялось оружие. Его мы тоже собирали. Наши ребята – мой брат Роман и его друзья Дмитровы Миша и Слава вырыли окоп и туда прятали оружие. Стремились найти партизан. 
Задумывались над организацией подполья. У нас ещё уцелел патефон, и мы собрались отметить день 7-го ноября, играли Советские пластинки. Вели оживлённые беседы. Решили этот день считать началом наших действий - ухаживать за ранеными, помогать окруженцам,  собирать оружие, распространять листовки. На встречах присутствовали Коля Долгополов, Валя Рудская, Толя Гущин, Слава Ненашев, Зоя Ушакова, Юра Жабоедов. Миша и Слава Дмитровы, Глушковы Николай, Роман, мама и я. Собирались тайком, мы немцев боялись. Моя мама часто ходила в деревню менять табак на продукты,  встречалась с партизанами. Ненашев Слава послал меня и Валю Рудскую найти партизан. Но нам это не удалось, и мы вернулись, после того, как отбили доску в сарае, куда нас посадил полицай.(!!!)

Послушайте песню военных лет "У полустанка". Слова А.Поперечного, музыка Е. Жарковского. Исполняет Клавдия Шульженко.

Видео Песня "У полустанка":

Текст песни "У полустанка":
Слова: А. Поперечный 
Музыка: Е. Жарковский 

Ночные поезда у полустанка
Напомнили сожжённые мосты,
И медленное, медленное танго
Откуда-то плывёт из темноты.
И чудится, туманное, как в дымке,
Лицо твоё, склонённое ко мне...
И кружится, и кружится, и кружится
пластинка
"В обратную", как память о войне.

Припев:

Танго
У разбитого танка,
У полустанка
Звучит в тишине.
Тайна...
Всё, что было, то тайна,
И эта встреча случайна,
Как сны на войне.

Нам песня - на смертельную атаку,
Нам ярость, чтоб драться за троих,
Нам после боя медленное танго,
Чтоб этот страшный ад забыть на миг.
И в отблеске ракет сближались лица,
И мимо пролетало вороньё,
Как будто бы, как будто бы от смерти
и от лиха
Прикрыла сердцем сердце я твоё.

Припев.
Ночные поезда у полустанка
Стоят, как часовые на посту,
И медленное, медленное танго
Куда-то уплывает в темноту...
Не знаю я, где ты, кого голубишь,
Но голос твой всё слышу наяву...
Так спойте же со мною вы это танго,
люди,
И вслушайтесь в летящую листву.

Припев.




Автор М.В. Глушкова-Шуклина.


Прошу читателей высказаться в комментариях о том, какие мысли вызвала эта публикация.
Посмотрите ещё:


            1. 9  мая -День Победы - величайший праздник!

2. М.В. Глушкова-Шуклина. Глава 1. Мои родные.
3. М.В. Глушкова-Шуклина. Глава 2. Мои годы учебыбоевой и трудовой путь.






49. М.В. Глушкова-Шуклина. Глава 48. Как жили люди в Курской области до Великой Отечественной войны.  


Автор блога Алина Таранец.



При использовании материалов статьи  активная ссылка на автора и блог обязательна.




М.В. Глушкова-Шуклина.

Прошу читателей высказаться в комментариях о том, какие мысли вызвала эта публикация.

Посмотрите ещё:


           1. 9  мая -День Победы - величайший праздник!





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...