Verification: d49a2921b3e6f381

ПРИВЕТСТВИЕ


Дорогие читатели моего блога! Я надеюсь, что Вам будет интересно на моих страничках. На них я буду делиться с Вами моим жизненным опытом.

Этот блог освещает тайны сохранения здоровья, молодости, любви и активного, счастливого долголетия.


12 февр. 2014 г.

М.В. Глушкова-Шуклина. Глава 42. Партизаны и разведчики ВОВ Курской области. Подвиг разведчика Гущина Анатолия Андреевича.

Партизаны и разведчики ВОВ Курской области. Подвиг разведчика Гущина Анатолия Андреевича.
Продолжение публикации воспоминаний моей сестры, партизанки-разведчицы М.В. Глушковой-Шуклиной "Мой след, оставленный в истории Отечества" о героическом сражении Советского народа против фашистских захватчиков под Курском.
                            
                      Война еще исчезнуть не готова.
  Те годы - миллионы личных драм.
     А потому, давайте вспомним снова
   Всех тех, кто подарил Победу нам.
(В.А.Кулинич)


Глава 42.  Подвиг разведчика Гущина Анатолия Андреевича.

Разведчик Гущин Анатолий Андреевич, 1924 г. рождения, комсомолец, учился в Фатежской средней школе №1 в 10-м классе.

 Война прервала учёбу. Он работал по спецзаданию 

партизанского отряда, доставлял важные сведения,  документы, бланки паспортов, оружие, полицейские повязки. Помогал партизанам выполнять задания, следил за явочными квартирами. В мае 1943 г. ушёл на фронт, воевал на Курской дуге, был ранен, вернулся инвалидом в 1944 г.
Имеет правительственные награды:
   Орден Отечественной Войны 1-й степени и др.

3 мая 1946 г. его судили за несчастный случай.
Суд  военного трибунала войск МВД  Московского военного округа признал Гущина невиновным и освободил из-под стражи. Живёт в г. Орле, инвалид ВОВ.

Позже на Гущина были нападки в прессе и мне пришлось дать следующее опровержение:
"Товарищи, хочу дать справку по поводу статьи Темиргалиева Сергея Загитовича в районной газете в связи с обвинением Гущина Анатолия Андреевича. Я заявляю ещё и ещё раз о том, что обвинения в его адрес не взвешенные. Сами посудите, если уж он был оправдан в период жестоких сталинских  репрессий, принят  в КПСС, где состоит уже 40 лет, работал на руководящих должностях, то какое же мы имеем право обвинять его в прислужничестве нашим врагам? В наши дни! Лжесвидетели не знали сути дела, написали клевету на меня и мою семью. Что удивительно, мне пришлось об этом вкратце узнать из документов. Расследование было предвзятое. Во внимание не бралось всё,  что положительно.  Даже документ от меня составлен и подписан не моим почерком. Я готова на любое наказание. ВСЁ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ НЕ ПОДШИТО В ДЕЛЕ, А ЛЕЖИТ ОТДЕЛЬНО В КОНВЕРТЕ. Списки селян отсутствуют. Меня, как главного свидетеля, не вызвали на следствие, а только на обычную ставку. Видимо, мои показания были им не на пользу.
Меня на суд не пригласили, нет в деле архивных справок, не пригласили нач. штаба и других партизан.
Я теперь поняла, почему. Да потому, что Гущина обвиняла Минаева-Карамышева, кандидат партии, она общалась с немцами, переводила коменданту слова. Пригласила коменданта, выселила из дома семью Самойловых с 4-мя детьми и внуками. Эти люди живы и вся деревня знает. Ведь надо знать, кто обвиняет, и сколько лжи в этих бумагах. Гущин работал по заданиям партизан Троснянского отряда, никого не расстрелял, никого не повесил, никого не выселил из квартиры, помогал документами, оружием, добывал важные сведения, сохранял тайну, сохранял семьи подпольщиков, помогал партизанам выполнять задания.

Разведчик Гущин Анатолий Андреевич сорвал последнюю мобилизацию в Германию, уничтожив списки 300 человек.
 А когда я, как разведчица партизанского отряда, везла из Курска лётчика - комиссара авиаполка, он дал документы подводчику. Гущин Анатолий Андреевич оказывал помощь Советской Армии при освобождении Фатежа. Он имеет правительственные награды, работал секретарём Горкома комсомола. С января 1943 г. в составе 243 гвардейского полка воевал, пришёл с фронта инвалидом  2-й группы. И вот в мае 1946 года надумали его судить. 
Работал вторым секретарём  Орловского горкома партии с 1951 по 1958гг. На заводе был зам. секретаря парторганизации. С 1985 г. на пенсии.

Автобиография Гущина А.А.

"Я родился 18 августа 1924 г. в д. Турейка Троснянского р-на Орловской обл. в семье крестьянина Гущина Андрея Алексеевича, участника ВОВ, умершего в 1959 г., и матери  Касьяновой Елены Андреевны, дочери крестьянина, умершей в 1979 г.
Русский, член КПСС с 1951г, образование среднее техническое и два курса  ВЗМИ.
В 1945 г. вступил в брак с  Пшеничниковой Т. С., которая после тяжёлой болезни (рак) скончалась в 1979 г.
Второй раз женился в 1982 г. на Незамовой  Р. М., дочери профессионального революционера, матери погибшего воина.
         Имею брата Гущина Евгения Андреевича 1926 г. рождения, члена КПСС, инвалида ВОВ, и сестру Чёрную Нину Андреевну.
От первого брака имею двух детей: дочь Короткову Тамару Анатольевну 1946 г. рождения, члена КПСС, и сына Гущина Владимира Анатольевича 1953 г. рождения, члена КПСС, которые проживают и работают в  г.Орле.
Когда я учился в 10-м классе Фатежской ср. школы №1, в 1941г началась война.
В ВЛКСМ вступил в 1939 г. в октябре (комсомольский билет№18554418) и состоял в его рядах 12 лет, включая два года партизанского подполья, до 1951г, по момент вступления в члены КПСС, в рядах которой состою более 40 лет. (партбилет №05291741)
 В ВОВ из моих родственников  в защите Родины непосредственно принимали участие 9 человек, из которых погибли или пропали без вести четверо:
- Гущин Григорий Николаевич – сгорел в танке
- Гущин Валентин Николаевич – пропал без вести
-Касьянов Пётр Андреевич, брат матери, Красный партизан гражданской войны – пропал без вести
-Касьянов Василий Андреевич, брат матери, лётчик, - погиб.

Мне было неполных 17 лет, когда началась Великая Отечественная Война. В ноябре 1941 г. я через партизана Ненашева В.Д., с которым мы вместе учились, получил задание от руководства Троснянского партизанского отряда 1-й Курской партизанской бригады (командир отряда Кавардаев В.А., нач. штаба отряда Новиков Д.Г.) обязательно пойти работать в немецкие органы, желательно в полицию и работать, выполняя задания отряда.
Так я оказался в должности полицейского Русановской волости на деревне Новые Дворы и началась моя двойная жизнь.
 На моей совести была задача сохранения жизни ожидавшей расстрела матери партизана Ненашевой Марии Алексеевны и его несовершеннолетней сестры Тамары. А также семьи председателя колхоза, старейшего члена партии Глушкова Виктора Яковлевича, его детей Николая, Романа, его жены Елизаветы Николаевны, дочь его Мария ушла в партизанский отряд в начале 1942 г. Марию Глушкову в отряд с моим удостоверением проводил партизан-подпольщик Чернышёв Григорий.
 В составе подпольной партизанской бригады находились около 20 человек: это династия братьев Чернышёвых -  Никанора Тихоновича и Петра Тихоновича, Арбузова Александра Андреевна, погибшая при выполнении задания, семья Жабоедовых, семья Непочатых С.В., фельдшер Чуйков П.Я., Бондырева, Пеньков С. Ф.  Каждый из них ставил на карту свою жизнь.
Насколько я знаю, больше других делала и подвергала себя смертельной опасности семья Глушковых.
Жизнь их держалась на волоске, так как тётя Лиза была связной партизанского отряда. Её квартира была явочной для партизан и подпольщиков. Вероятность риска возрастала по причине и того, что председатель колхоза ни в коей мере не мог быть добреньким для всех колхозников, были и недовольные.
За время моей подпольной партизанской работы мне приходилось участвовать в обеспечении безопасного следования партизанских групп в окрестностях города. В 1942 г. по чьему-то доносу гестаповцы заподозрили меня в связи с партизанами. Поставили перед домом и после допроса матери меня избили и отпустили.
Когда возникала необходимость,  партизаны пользовались моим полицейским удостоверением, как было в связи с отправкой в 1942 г. осенью в отряд семьи Кононова И.Н, в конце  года – отправка двух военно-пленных лётчиков, провожаемых в отряд тётей Лизой (Елизаветой Николаевной Глушковой). Я сообщал данные о направлении и количестве продвижения немецких войск, ставил в известность о готовящихся акциях против партизан, особенно это было во время Сталинградской битвы.
По возможности собирал и снабжал оружием и патронами партизан. В начале 1942 г., дежуря в волостной полиции, выкрал и передал партизанам 7 бланков паспортов. Предупреждал подозреваемых о грозящей им опасности со стороны полиции. Оказывал помощь в отправке в мешках со свёклой тола в г. Курск в паровозное депо для взрыва топок. Туда тол доставлял 14-летний Павел Бабкин, отец которого П.П. Бабкин работал в депо. Павлик награждён боевым орденом.
         Летом 1942 г. помог бежать двум нашим военнопленным офицерам, разобрав им завалы в школе. Это было задание. Приходилось неоднократно распространять наши листовки. Даже наклеивал их на дверях бургомистра  и районной полиции.
         Было бы неправильно думать, что как полицейский я ничего не делал, иначе бы я немедленно был бы разоблачён за связь с партизанами.
 В ночь на 7-е февраля 1943 г. совместно с разведгруппой лейтенанта Готовцева И.Т. принимал участие в оказании помощи войскам 211 Бобруйской им. ордена Кутузова гвардейской стрелковой дивизии в освобождении г. Фатежа. В феврале 1943 г. по заданию начальника 4-го Орловского Особого отдела МВД  подполковника Прудникова И. Я. я под кличкой Смелый вместе с Павловым Е. выполнял диверсионное задание в тылу немцев. В марте – апреле 1943г. по указанию Первого секретаря Фатежского райкома партии Абросимова А.Е. работал по восстановлению Советской власти в Ушаковском и Шуклинском сельских советах, некоторое время был заместителем командира по политической части  строительного батальона, занимавшегося строительством оборонительных сооружений в с. Б. Жирово.
        
16 мая 1943 г. меня призывают в ряды Советской Армии, а 20 мая этого года уходит в Армию и Ненашев В.Д., и больше я его не видел в живых.
 В одной из партизанских операций он заболел воспалением лёгких, которое перешло в туберкулёз, и его полумёртвого доставили домой из Тамбовского  военного училища. 28 февраля 1944 г. он и окончил свой тяжёлый жизненный путь, не имея 20 лет отроду.

Мне пришлось воевать на фронте в составе 343 гвардейского стрелкового полка 84 гвардейской стрелковой дивизии в качестве пулемётчика. 6 августа 1943 г. в одном из тяжёлых боёв западнее р. Жиздра, обеспечивая отход наших солдат, я был ранен  вначале в бедро левой ноги навылет,  а затем осколками мины из миномёта пробило эту же ногу выше колена и ранило локтевой сустав левой руки, а потом от разрыва мины я получил контузию головы. Лечился в госпиталях городов Ковров, Муром, Кисловодск.      2 марта 1944 г. по причине тяжёлого ранения был комиссован, снят с воинского учёта и признан инвалидом ВОВ 2 группы.
 В то время инвалидов не очень любили: поступишь на работу, а как становилось известно об инвалидности – увольняют. А у меня уже в 1945 г. появилась семья. Жить было не на что, работы тоже не было. Порой приходили мысли покончить с собой.
         Время произвола и травли без разбора не миновало и меня. 3 мая 1946 г. меня за пособничество немцам и несчастный случай, происшедший в моей квартире с трёхлетним соседским мальчиком в присутствии его матери (в 1943 г.) подвергли аресту. Следствие велось предвзято (следователи Сохин Н.И., Светитнев В.. Дмитриев), только в направлении набора фактов в моё обвинение.
 Собрав все факты «за» и «против», суд военного трибунала войск МВД  Московского военного округа признал меня невиновным и освободил из-под стражи 6 сентября 1946 г.
         Несмотря на плохое состояние здоровья, я всю жизнь трудился. Имею трудовой стаж 36 лет и 6 месяцев. Копию трудовой книжки прилагаю.
         За участие в боях при защите Родины от немецко-фашистских захватчиков я награждён:
1.    Орденом Отечественной войны 1-й степени (№25219)
2. Медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг." (№0496707)

3.   Медалью «20 лет Победы над Германией» (№500304)
4.  Медалью « 30 лет Победы над фашистской Германией в войне 1941 – 1945гг.» (указ от 25.04.75г.)
5. Медалью «50-летие Вооружённых сил СССР» (указ от 26.12.67г.)

6. Медалью «40-летие Победы над фашистской Германией в войне 1941-45гг.» (указ от 12.04.85 г.)

7. Медалью «60-летие Вооружённых Сил  СССР» (указ от 28.01.78 г.)

8. Медалью «70-летие Вооружённых Сил СССР» (указ от 28.01.88 г.)

9.    Медалью  «Ветеран труда» (указ от 20.09.79 г.)



10.Воинский знак «За доблесть и отвагу, проявленные в Великой Отечественной войне 1941-45гг.»  к 25-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-45гг. ( приказ Министра обороны СССР)

Помимо этого, имею целый ряд Почётных грамот и благодарностей, записанных в трудовой книжке.

За время трудовой деятельности участвовал в общественной жизни. На Орловском заводе «Шестерён» в течение 1949-51гг. был секретарём комитета ВЛКСМ завода.  С января 1951 г. по декабрь 1953 г. работал вторым секретарём Орловского горкома ВЛКСМ, в это же время руководил ревизионной комиссией Орловского обкома ВЛКСМ.
В течение 1951-53гг. избирался в члены Орловского горкома партии.
На заводе «Шестерён», начиная с 1953 г. был заместителем секретаря партийной организации механического цеха №1. Работая в ПО «Орёлтекстильмаш», в течение 3-х лет избирался секретарём партийного бюро цеха мелкого литья. Там же коллектив избирает меня народным заседателем Заводского района народного суда, где я принимал участие в судебных процессах в течение 3-х лет.
С 28 июня 1985 г. нахожусь на пенсии по возрасту, являюсь инвалидом ВОВ 2-й группы.
         Проживаю в г. Орле.
Подпись: Гущин А.А. "

Вот такие смелые и умные люди, как Гущин Анатолий Андреевич жили у нас на Руси. Они сумели дать достойный отпор немецким оккупантам.
 Послушайте и спойте песню "Мальчишки":


Текст песни "Мальчишки":

Мальчишки
Музыка: А.Островский Слова: И.Шаферан

Рисует узоры мороз на оконном стекле,
Но нашим мальчишкам сидеть не по нраву в тепле.
Мальчишки, мальчишки несутся по снежным горам.
Мальчишки, мальчишки, ну как не завидовать вам?

На вечере школьном задорные вальсы звучат.
Впервые, робея, мальчишки глядят на девчат.
Мальчишки, мальчишки, вдруг сердце забилось в груди,
Мальчишки, что будет у вас впереди?

Когда протрубили тревогу в любимом краю,
Застыли мальчишки в суровом солдатском строю.
Мальчишки, мальчишки вы первые кинулись в бой,
Мальчишки, мальчишки страну заслонили собой.

Плывут в океанах, летят высоко в небесах
Солидные люди с мальчишеской искрой в глазах.
Мальчишки, мальчишки, пускай пролетют года,
Мальчишки, мальчишки, для нас вы мальчишки всегда.

1961


Прошу читателей высказаться в комментариях о том, какие мысли вызвала эта публикация.

Посмотрите ещё:

1. 9  мая -День Победы - величайший праздник!

Автор статьи Алина Таранец.

При использовании материалов статьи  активная ссылка на автора и блог обязательна




2 комментария:

  1. Волнительная и очень трагическая история жизни. Такой сложный выбор пришлось ему сделать в 17 лет и сколько трудностей и жизненных испытаний пришлось ему пережить не только в войну, но и после! Ведь всем не расскажешь, что он выполнял задание Родины, и многие люди воспринимали его как полицая и после войны. А сколько жизней он спас!Фатежский Штирлиц! И в 23 года стать инвалидом 2 группы - трагедия! Сложнейшая жизнь и ярчайшая судьба! Спасибо Лина, что Вы доносите до современников нашу реальную историю через настоящие судьбы российсских людей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я согласна, Наталия, что Анатолий Гущин по своему значению похож на Штирлица. Только в легендарном фильме "Семнадцать мгновений весны" Штирлиц был намного старше и подготовленнее для разведки. А здесь мальчишка в 17 лет! И уцелел, и спас огромное количество жизней и судеб! Гений!
      А потом после окончания оккупации прошел всю войну!
      А будучи инвалидом второй группы сумел устроиться на работу! И получить медаль ветерана труда! У нас и сейчас инвалидов второй группы не принимают на работу.А раньше были ещё жестче законы. И я с полным основанием могу сравнить трудовой подвиг Анатолия Андреевича Гущина с подвигом Николая Островского, легенды нашей истории, о подвиге которого я написала здесь: http://babushkinotvet.blogspot.ru/2013/12/blog-post.html

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...